Консультация логопеда «Носовой оттенок голоса и методы его устранения у детей дошкольного возраста»

Анна Коробко
Консультация логопеда «Носовой оттенок голоса и методы его устранения у детей дошкольного возраста»

При определённых заболеваниях наш голос может меняться и приобретать несвойственное для него звучание. Звуки становятся «глухими» и неразборчивыми, проще говоря мы начинаем говорить «в нос».

Врачи называют это синдром гнусавостью голоса и относят к дисфонии – неполному нарушению голоса.

Гнусавость в голосе или по-научному ринолалия – это звуковой дефект, который возникает при произношении звуков и является следствием чрезмерного или недостаточного резонирования носовой полости.

Воздушные струи меняют свой обычный ход и речь становится невнятной, звуки получаются в искажённом виде.При ринолалии полностью меняется звучание некоторых звуков: «м» начинает звучать как «б», а звук «н» становится похожим на «д».

Регулирует проходимость воздуха небольшой красный язычок, или по-латыни – uvula. Вы всегда видите его, когда широко раскрываете рот произносите звук «а». Когда язычок свисает, он находится в расслабленном состоянии и воздух свободно проходит в носовую полость.

Так возникают «носовые звуки». Когда язычок напряжён, он перекрывает носовой проход и воздух идёт через рот. При обычном голосе без гнусавости мышца язычка напрягается при произношении почти всех звуков кроме «м» и «н».

Ринолалия закрытого типа является результатом плохой проходимости в носовой полости и называется ринофонией или палатофонией. Открытой называют ринолалию, при которой звуки проходят не только через рот, но и через носовой проход.

При смешанной форме присутствует непроходимость носа и ослабленный нёбно-глоточный затвор.

Наиболее распространёнными причинами ринолалии являются:

• плохая подвижность мягкого нёба;

• неправильное форма языка при произношении;

• имеющиеся дефекты твёрдого или мягкого нёба.

Заболевания,которые сопровождаются ринолалией:

• опухоль носоглотки;

• гипертрофия и отёк носовых раковин;

• патологическое увеличение носоглоточной миндалин (аденоиды);

• появление слизи в носовой полости (насморк);

• врождённое искривление носовой перегородки;

• привычка неправильно произносить слова из-за слухового дефекта (глухота);

Гнусавость можно диагностировать самостоятельно. Для этого плотно сомкните рот и попытайтесь напеть мелодию. Если со стороны губ бы почувствовали струйки воздуха, то ринолалия вам не угрожает. Ещё один способ проверки – произнести с зажатым носом все буквы алфавита, кроме «м» и «н».

При проявлении первых признаков гнусавости сразу обращайтесь к врачу. В зависимости от симптомов и внешнего осмотра он назначит необходимое комплексное обследование и анализы. При осмотре логопеда изучается строение и работа речевого аппарата, проверяется качество дыхания при разговоре.

При открытой ринолалии используется метод Гутцмана, суть которого заключается в произношении гласных звуков «а» и «и» с поочерёдным закрытием и открытием носовых ходов. Затем исследуется произношение всех остальных гласных звуков.

Установление причины гнусавости зависит от следующих факторов:

• характер звуковых дефектов;

• перенесённые и хронические заболевания.

Зачастую выявить истинную причину гнусавости очень сложно, тут необходимо проконсультироваться у целого ряда специалистов: хирурга, фониатора, эндокринолога, невролога и логопеда.

Самыми распространёнными видами обследования является рентгенография носоглотки, фарингоскопия и электромиография.

Лечение при ринолалии зависит от заболевания, которым оно вызвано.

Если гнусавость вызвана насморком и заложенностью носа, то это лечит отриноларинголог. Если причина более серьёзная, может потребоваться серьёзное хирургическое вмешательство: устранение анатомического дефекта, установка глоточного арбитуратора, хирургическая коррекция деформация носоглотки. При необходимости производят удаление полипов, аденоидов и опухолей. После операции необходимо проводить массаж рубцов нёба, следить за правильностью нёбно-глоточного смыкания.

Дополнительно применяется физиотерапия, психотерапия и продолжительное лечение у логопеда. Хирург лишь устраняет причину гнусавости, но правильно произношению звуков может научить только логопед.

Занятия с логопедом для лечения гнусавости включают в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, логопедический массаж мягкого и твёрдого нёба.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ НОСОВОГО ОТТЕНКА ГОЛОСА

1. Имитация жевания.

3. Покашливание на одном выдохе.

4. Вызывание сокращения корня языка, задней стенки глотки, мягкого неба шпателем (концом ложечки).

5. Питье воды маленькими глотками (или имитация глотания).

6. Полоскание горла порциями теплой воды.

7. Плевок с зажатым носом.

8. Дутье на вату, полоску бумаги.

9. Произнесение гласных А Э на твердой атаке голоса.

10. Пение слитно и растянуто гласных А О У в разной тональности (как медведь, лиса, мышка):

• По одному гласному

• По два гласного

• Сочетания по три гласного

11.Упраженения с преодолением сопротивления:

• Кладем руку на лоб ребенка. Ребенок опускает голову вниз с преодолением сопротивления.

• Держим руку на затылке ребенка. Ребенок запрокидывает голову назад с преодолением сопротивления.

• Держим руку под челюстью ребенка. Ребенок открывает рот с преодолением сопротивления.

• Ребенок высовывает язык и старается втянуть его внутрь, в то время как взрослый удерживает язык ребенка вне полости рта.

Конспект занятия «Сила голоса и речевое дыхание» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Развивать силу голоса и речевого дыхания. Задачи: • Активизировать мышцы губ; • Работать над развитием речи детей; • Сохранять творческий.

Консультация для родителей. «Вредные привычки у детей. Профилактика и способы их устранения» Вредные привычки у детей: профилактика и способы устранения Привычка – сложившийся способ поведения в определенных ситуациях. Привычка.

Консультация «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы работы» Уважаемые коллеги! Я хотела бы представить Вам консультацию на тему «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы.

Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.

Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Методы воспитания: – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения:.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста РАЗДЕЛ «ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА» Предмет педагогики как науки – изучение закономерностей воспитания человека. Основные педагогические понятия.

Развитие речевого дыхания и голоса у детей младшего дошкольного возраста Развитие речевого дыхания и голоса у детей младшего дошкольного возраста. Никулина Виолетта Многим из нас приходилось слышать, как малыш.

Консультация «Средства, методы и приёмы физического воспитания детей дошкольного возраста» Средства физического воспитания Для решения задач физического воспитания используются гигиенические факторы, естественные силы природы,.

Источник:
http://www.maam.ru/detskijsad/nosovoi-otenok-golosa-i-metody-ego-ustranenija-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Что делать если ребенок говорит в нос а соплей нет?

Чаще всего предшественниками временной гнусавости является насморк и простуда. Данный симптом нейтрализуется комплексным лечением.

Волнение и недопонимание у родителей вызывает искажение тембра голоса при сохранении естественного дренажа пазух. Поэтому, актуальным остается вопрос, как и чем лечить, если ребенок говорит в нос, но соплей нет, и нос дышит?

Читать еще:  Ветрянка в легкой форме у детей, фото, симптомы, как проходит

Что такое гнусавость?

В результате чрезмерного или слабого резонирования в носовой полости образуется дефект звукопроизношения – гнусавость (тождественные названия ринолалия, палатолалия). Причина изменения речи у детей заключается в сбое функционирования речевого центра.

Носовой оттенок голоса обусловлен переменой траектории звукообразующей воздушной струи в ротовой и носовой проекции.

Диверсификация резонаторной функции имеет три формы:

  • закрытую. Катализаторами звукового дефекта выступают органические перемены в носовой или носоглоточной области, которые провоцируют заложенность лор-органа, отсутствие естественного сообщения воздухоносных соустьев с внешней средой;
  • открытую. Патологические изменения тембра голоса проявляются при отставании заднего неба от задней стенки глотки, как результат – образуется щель для проникновения воздушных масс в носовую полость;
  • смешанную. Характеризуется непроходимостью носовых каналов и ослабленным небно-глоточным затвором.

Нюанс! Нарушение звукопроизношения проходит 4 стадии развития, где с каждой последующей фазой усиливается выраженность гнусавости и дислалии.

Основные причины

Причины развития ринолалии весьма разнообразны, основной перечень сводится к следующим факторам:

  • патологическим разрастаниям эпителиальных клеток (полипам);
  • воспалению ротоглотки;
  • ринофарингиту (истечению соплей по задней стенке глотки);
  • вазоконструкции слизистой вследствие применения лекарственных препаратов;
  • врожденным дефектам носовых ходов;
  • попаданию инородных тел в пазухи;
  • искривлению носовой перегородки;
  • травмам носа;
  • физиологической заложенности у новорожденных.

Проявление звукового дефекта требует врачебного участия. При осмотре логопед изучает анатомические особенности речевого аппарата, качество дыхания, характер звуковых дефектов, особенности течения патологии.

Основная задача специалиста – идентифицировать и устранить раздражающий фактор консервативным методом или хирургическим путем.

Как и чем лечить гнусавость без соплей

Терапию палатолалии определяет этиология возбудителя. Если, гундосит нос у ребенка по причине нарушения дыхательной системы, то опасность заключается в инфицировании бронхов и легких. При заложенности носа, вместе с вдыхаемым ртом воздухом, инфекции проникают внутрь организма, поражая здоровые органы и системы.

Кислородное голодание тормозит мозговую активность, угнетает работу функциональных единиц организма. Для предотвращения негативных последствий, миграции заболевания в хроническую форму, важно провести коррекцию на ранних этапах проявления патологии.

Для справки! Для полной визуализации клинической картины врач назначает инструментальные методы исследования: рентген, электромиографию, фарингоскопию.

К причинам временного изменения тембра голоса относят воспаление придаточных синусов, отек слизистой, когда присутствует признак гнусавости, а насморка нет. В формировании окраса звука участвуют лобные и верхнечелюстные синусы. При травмах носа, на фоне перенесенных вирусных заболеваний воздухоносные полости воспаляются, развивается гайморит или фронтит.

Лечение верхнечелюстного синусита предусматривает комплексное решение проблемы. Важным условием активного выздоровления является ирригация носовой полости.

Промывание пазух носа

При неблагоприятных климатических и бытовых условиях слизистая пересыхает, на ее поверхности образуются корочки, которые нарушают дренаж носа. Лечение патологических изменений начинается с механического очищения пазух от посторонних агентов, пыли, скоплений носового секрета.

Важно! Начиная с пятилетнего возраста, малышам на начальных стадиях патологии проводят неинвазивное вакуумное дренирование придаточных синусов.

Детям старше 4 лет туалет носа проводят с помощью солевого раствора, физраствора или антисептических препаратов: «Мирамистина», «Хлорофиллипта», «Хлоргексидина».

Лекарственная жидкость омывает носоглотку, свободно вытекает через противоположную ноздрю, нейтрализуя патогенную микрофлору. Процедура ускоряет процесс регрессии, купирует воспаление и отек мягких тканей, нормализует естественное дыхание через нос.

Медикаментозная терапия

Лечение таких лор-заболеваний, как отек слизистой, гайморит, фронтит или синусит, которые провоцируют гнусавость детского голоса, требует использования препаратов разных фармацевтических групп:

  • сосудосуживающих. Основная задача – восстановить носовое дыхание, уменьшить гиперемию мягких тканей, нормализовать назальную секрецию, аэрацию среднего уха. В терапевтическую схему детей включают медикаменты на основе фенилэфрина – «Назол Беби», «Назол Кидс», «Полидексу», «Виброцил»;
  • антибактериальных. Назначают при инфекционной этиологии воспаления для подавления процессов роста и размножения болезнетворных микроорганизмов. В терапии верхних дыхательных путей используют антибиотики пенициллинового ряда («Амоксиклав»), цефалоспорины в таблетках или инъекциях («Цефтриаксон», «Цефалаксин»), азалиды («Азитромицин»). Противомикробной и противовоспалительной активностью обладают интраназальные средства широкого спектра действий – «Биопарокс», «Изофра». Курс восстановления варьируется от 5 до 10 дней с учетом степени тяжести недуга;
  • антигистаминные. С целью устранения аллергической реакции или профилактики ее возникновения употребляют гипосенсибилизирующие препараты для ингибирования выработки гистамина. Чаще всего детям назначают «Лоратадин» в сиропе или таблетках, «Кестин», «Терфенадин»;
  • кортикостероидные. Гормональные средства уменьшают воспаление и отек слизистой, тем самым нормализуя звучание голоса, восстанавливают активность мерцательного эпителия. Высокую эффективность доказали препараты «Назонекс», «Фликсоназе», «Авамис».

Для справки! Для нормализации субфебрильных показателей и купирования болевых ощущений детям назначают «Аспирин», «Нурофен», «Парацетамол».

Консервативную методику дополняют иммуномодулирующие медикаменты: «Синупрет», «ИРС-19». Они восстанавливают мукоцилиарный клиренс, формируют местный иммунитет, ускоряют процессы регенерации эпителия.

Что делать, если ребенок говорит в нос, а соплей нет? Существует вероятность, что проблема кроется в патологии носовых ходов. Если подозрение на вазомоторный насморк, гипертрофический ринит или анатомическое изменение носовой перегородки подтвердилось, лечить заболевание консервативными методами бессмысленно.

Хирургическим путем

Для восстановления тканевой структуры при полипозе или гипертрофии мягких тканей назначают щадящую терапию лазером, а исправление носовой перегородки возможно только хирургическим путем.

Лечение аденоидов, как проблемы гнусавости, начинается с повышения иммунной активности витаминными комплексами, симптоматической терапии и дыхательной гимнастики. При увеличении глоточной миндалины с полным перекрытием носового просвета проблема решается хирургическим удалением гланд.

Рекомендации Е.О.Комаровского

Лечение и коррекция ситуации, когда ребенок дышит ртом, говорит в нос, но отсутствует насморк, начинается с идентификации возбудителя. С учетом индивидуальных особенностей пациента врач составляет медикаментозную схему.

Задача родителей – строго выполнять рекомендации врача, создать благоприятные условия для регрессии патологии:

  • следить за температурным режимом и уровнем влажности в помещении. Оптимальная температура для дневного времяпровождения достигает отметки 20⁰С, для сна должна быть на 2-3 градуса ниже;
  • при чрезмерно сухом воздухе использовать увлажнитель. Если в доме отсутствует климатический прибор, можно развесить на батарею мокрые полотенца или поставить емкости, заполненные водой;
  • регулярно проветривать помещение, проводить влажную уборку;
  • чаще гулять на свежем воздухе;
  • обеспечить сбалансированное питание с акцентом на овощи, фрукты, молочную продукцию;предусмотреть повышенный питьевой режим для снятия интоксикации организма.

Для справки! Поддерживать влажность в комнате помогают комнатные растения.

Гнусавость в результате нарушения дренажа пазух провоцируют мощные антигены: пыль, шерсть домашних животных, перьевые подушки. Поэтому, особое внимание следует уделить чистоте в доме.

Заключение

Дефект звукопроизношения не может пройти самостоятельно, требует медикаментозного лечения. Чтобы предотвратить осложнения, хроническое течение патологии при изменении тембра голоса без продуцирования соплей, незамедлительно обращайтесь за медицинской помощью.

Источник:
http://gorlonos.com/drugie-zabolevaniya/rebenok-govorit-v-nos-a-soplej-net.html

Почему ребенок говорит в нос, но насморка и соплей нет, чем лечить?

Довольно часто родители замечают, что их ребенок гундосит без соплей. При возникновении данной проблемы малыши начинают дышать только через рот, так как при носовом дыхании слышится бульканье и сильный свист. Если ребенок разговаривает в нос, необходимо немедленно разобраться с причинами появления этой проблемы и заняться лечением малыша.

Причины

Надо обязательно разобраться с причинами появления гнусавости. Существует несколько основных причин, из-за которых дети могут гнусавить во время разговора.

Физиологическая форма заложенности у новорожденного

Появление физиологической заложенности у грудничков является нормальным явлением. В первый месяц жизни слизистая начинает привыкать к окружающей среде и у новорожденных может закладывать нос. Поэтому если у ребенка возрастом младше одного года появилась заложенность без каких-либо других симптомов, то переживать не нужно.

Читать еще:  Сыпь на теле у ребенка; фото с пояснениями: мелкая, похожая на мурашки, красная и без зуда

Серьезные травмы

Часто гнусавость у ребенка появляется после повреждений носовой перегородки. Такой вид травм считается одним из наиболее распространенных среди малышей. Чаще остальных нос травмируют мальчишки в возрасте от шести до десяти лет. При появлении серьезных повреждений носовой перегородки надо немедленно обратиться к врачу, чтобы он выбрал наилучший метод лечения.

Деформация перегородки носа

Не секрет, что у детей хрящевая перегородка хрупкая и поэтому она легко травмируется и деформируется. Чаще всего с такими деформациями сталкиваются дети до десяти лет, так как именно до такого возраста длится формирование перегородки. Сначала незначительные искривления никак не проявляются. Однако со временем у малышей появляется отечность слизистой, заложенность носовых ходов, ухудшение дыхания, гнусавость и храп.

Врожденные аномалии

Намного реже малыши говорят в нос из-за врожденных аномалий носика. При появлении такой проблемы у ребенка ухудшается дыхание ночью и в носовой полости начинает скапливаться слизь. Со временем может развиться серьезная заложенность и малыш сможет дышать только через рот. Если врожденная аномалия была диагностирована у ребенка до пяти месяцев, то надо срочно обратиться в больницу. Дело в том, что новорожденные не могут дышать ртом и из-за этого может наступить удушье.

Ринит

Часто люди начинают говорить в нос из-за того, что у них активно развивается ринит. У малышей может появиться две разновидности этого заболевания:

  • Задний. Эту форму болезни принято называть ринофарингитом. При появлении болезни у больного появляется гнусавость, покраснения на небе, легкие покалывания и жжения носоглотки. Некоторые пациенты жалуются на боль в лимфатических и шейных узлах.
  • Медикаментозный. Медикаментозная форма болезни появляется после длительного использования средств для сужения сосудов. При появлении такого ринита слизистая оболочка носоглотки отекает и воспаляется. Заболевание проявляется повышенным слезоотделением, ухудшением обоняния и зудом в ноздрях.

Лечение

Если малыш гнусавит, надо немедленно заняться его лечением. Часто для этого используются медикаментозные препараты, выпускаемые в форме капель или спрея.

Прежде чем лечить ребенка, следует ознакомиться с наиболее эффективными препаратами.

Назол Кидс

Когда заложен нос, а насморка нет, можно пройти курс лечения каплями или спреем Назол Кидс. Назальный препарат изготовлен из гидрохлорида фенилэфрина, который убирает отеки в придаточных пазухах и прочищает носовые ходы. Назол Кидс можно непрерывно использовать 2-3 недели, так как он не вызывает привыкания и не может повредить слизистую.

Перед тем как приступить к лечению препаратом Назол Кидс, надо ознакомиться с его противопоказаниями. Нельзя использовать данный назальный препарат людям с почечной недостаточностью и тиреотоксикозом. Также его нельзя давать детям младше двух лет, так как из-за этого у них может появиться раздражительность, головокружения, аритмия и проблемы со сном.

Чтобы у детей не появлялось побочных действий, во время лечения надо использовать правильные дозировки. При применении спрея Назол Кидс проводить впрыскивания следует каждый день по три раза. Во время проведения процедуры надо аккуратно запрокинуть голову малыша назад, чтобы препарат лучше проникал в носовые ходы.

Биопарокс

Устранить заложенность и избавиться от простуды можно при помощи ингаляционного препарата Биопарокс. Изготавливается лекарство из фузафунгина, который обладает бактериостатическими функциями, благодаря которым быстро избавляется от большинства вредных микроорганизмов в полости носа. Также Биопарокс отличается противовоспалительным действием и быстро устраняет очаги воспаления слизистой.

Для лечения младенцев Биопарокс не подходит, так как он противопоказан детям до трех лет. Также данное ингаляционное лекарство нельзя применять людям с аллергией и высокой чувствительностью к фузафунгину. Некоторые пациенты жалуются на побочные эффекты после применения Биопарокса. К ним относятся сильное жжение слизистой, астма, ларингоспазм, кашель и чихание. Реже проявляются аллергические реакции в виде крапивницы, зуда и кожной сыпи.

Источник:
http://viplor.ru/nos/rebenok-govorit-no-soplej-net

Почему ребенок говорит в нос и что с этим делать

Если ребенок говорит в нос, это не смертельно, но неприятно. Чтобы устранить такую проблему, нужно разобраться, отчего она возникла.

Почему ребенок гнусавит

Чаще всего малыш гнусавит из-за простуды и насморка. В этом случае понятно, что после выздоровления кроха начнет говорить нормально. Однако иногда ни простуды, ни соплей нет, но малыш все равно говорит в нос.

Вот из-за чего это происходит:

  • болезни ушей, в этом случае проблема усугубляется ухудшением слуха;
  • аденоиды, то есть воспаление миндалин в хронической форме;
  • слабая артикуляция;
  • полипы;
  • паралич неба после перенесенного дифтерита;
  • искривление носовой перегородки;
  • отек слизистой.

В редких случаях гнусавость возникает из-за расщепления твердого или мягкого неба. Оно бывает врожденным, например, если мать курила во время беременности, или приобретенным, например, из-за механической травмы. В этом случае ребенку сложно глотать еду, у него проблемы с поступлением воздуха в легкие.

Что делать, если малыш говорит в нос по одной из перечисленных причин

Важнее всего быстро побороть гнусавость, если она связана с нарушением дыхания. В этом случае ребенок постоянно дышит через рот, в его организм беспрепятственно попадают микробы и бактерии, как следствие, он часто болеет ангиной и прочими заболеваниями. Кроме того, недостаток воздуха негативно скажется на внутренних органах, на мозге, на развитии малыша.

Покажите гнусавого ребенка отоларингологу.

Если в своей отрасли отоларинголог не найдет отклонений, он перенаправит малыша к логопеду. В этом случае доктор будет заниматься с ребенком специальной гимнастикой, делать ему массаж. Это восстановит речевой аппарат и уберет гнусавость.

Выбор метода лечения полипов и аденоидов остается за специалистом. Что касается расщепления неба, то тут выход один – операция. Ее лучше проводить как можно раньше. Операция, сделанная до 3 лет, пройдет без каких-либо осложнений. Впрочем, даже более поздняя подобная операция переносится ребенком довольно легко. Если не избавиться от расщепления, ребенок останется гнусавым на всю жизнь.

Не пытайтесь бороться с проблемой в одиночку. Если вы не можете понять, отчего она возникла, обратитесь к педиатру. Даже если вы определили причину, прежде чем начинать лечение также поговорите с доктором. Не затягивайте с походом к специалисту, так как гнусавость сама не пройдет, она может привести к развитию у ребенка комплексов.

Источник:
http://www.wday.ru/deti/sovety-roditelyam/pochemu-rebenok-govorit-v-nos-i-chto-s-etim-delat/

Ребенок говорит в нос

Ребенок говорит в нос

Голос имеет важное значение в развитии ребенка, формировании его как личности, в общении со сверстниками и взрослыми. Нарушение функции голосообразования может влиять на развитие речи, нервно-психическое состояние, затруднять общение.
Ринолалия — это носовой оттенок голоса, сопровождающийся нарушениями звукопроизношения и обусловленный дефектами в строении и функционировании речевого аппарата. Ранее для обозначения этого нарушения речи употреблялся термин «гнусавость». Ринолалия наблюдается при наличии расщелины губы или неба, укорочение мягкого неба, может быть след¬ствием аденоидных разрастаний, носоглоточных поли¬пов или иных носоглоточных опухолей, при искрив¬лении перегородки носа и др. Ринолалия проявляется в трех формах — открытой, закрытой и смешанной, может быть органической и функциональной.
Причинами ринолалии могут быть различные факторы: психические потрясения и болезни, перенесенные матерью в 1 половину беременности (грипп, дизентерия, краснуха), действие алкоголя, курение, различного рода интоксикации и профессиональные вредности, эндокринные заболевания матери, возраст родителей, число предшествующих прерываний беременности, плохое питание.
Коррекция дефекта осуществляется средствами медицинского, логопедического и психолого-педагогического воздействия.
Обычно применяются хирургические методы лечения для устранения расщелины губы, неба, при удлинении мягкого неба. Хирургическое вмешательство необходимо в первую очередь для улучшения питания и для восстановления нормального дыхания ребенка. В отдельных случаях при врожденных расщелинах дети не оперируются, а им рекомендуется пользоваться обтуратором (пластинкой, закрывающей расщелину). Если обтуратор начинают применять до появления первых слов (в 1—2 года), то развитие активной речи протекает в более благоприятных условиях, но полностью не гарантирует предупреждение назализации звуков.
Логопедическая работа с детьми, страдающими ринолалией, начинается с 2—3-летнего возраста и проводится как в дооперационный, так и в послеоперационный периоды. Конечная цель логопедической работы — это снятие носового оттенка голоса и воспитание правильного звукопроизношения.
Работа логопеда включает следующие несколько направлений.

Читать еще:  Понос при ОРВИ у ребенка: причины и лечение диареи во время простуды

Формирование достаточно продолжительного и экономного, устойчивого ротового выдоха, на котором можно было бы произнести целую фразу. С этой целью используется специальная дыхательная гимнастика. Ребенка необходимо научить дышать носом, а не ртом. Воспитанию вдоха через нос способствуют упражнение «понюхай цветок». Для развития продолжительности ротового выдоха можно уже начиная с 1,5—2 лет приучать ребенка «студить чай», «согревать ручки» теплом своего дыхания, дуть на больное место и т.п. В дальнейшем можно использовать катание по столу круглых карандашей, расположенных на уровне рта ребенка, выдувание мыльных пузырей, игру на губной гармошке, задувание свечи с постепенным увеличением расстояния до нее, «поддувание» летающих в воздухе пушинок, сдувание одуванчиков. Дуть можно также на легкие пластмассовые игрушки, плавающие в воде. Хорошее упражнение – дутье через трубочку в бутылку с водой. От дутья вода начинает бурлить, это увлекает маленьких детей. По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. Во время игр необходимо постоянно контролировать ребенка, т.к. сначала ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Поэтому для достижения лучших результатов и повышения заинтересованности ребенка в правильном выполнении упражнений используется зрительный контроль: под самыми носовыми ходами помещается узкая полоска тонкой бумаги (типа папиросной), которая при правильном выдохе через рот должна оставаться совершенно неподвижной. Отклонение этой бумажки будет свидетельствовать о том, что часть выдыхаемого воздуха выходит через нос, чего быть не должно. Если это не удается, можно закрыть ребенку ноздри, чтобы он ощутил правильное направление воздушной струи. Затем постепенно освобождают носовые ходы. Часто бывает полезным такой прием: в носовые проходы вставляют легкие комочки ваты (неспрессованные). Если воздух ошибочно направляется в нос, то они выскакивают, и ребенок сам легко убеждается в ошибке.
Иногда родители могут совершить ошибку, накупив шары, гармошки. Дают их ребенку. Дети далеко не всегда могут надуть шар без подготовительных упражнений и часто не могут играть на губной гармошке. Не имея достаточной силы ротового выдоха, они разочаровываются в этих упражнениях и отказываются их выполнять. Начинать нужно с легких, доступных упражнений, чтобы эффект был легко достижим.
Следует учитывать, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка (могут вызывать головокружение), поэтому их обязательно надо чередовать с другими упражнениями, развивающими губы, щеки, язык, т.е. с артикуляционной гимнастикой.

Упражнения для языка и щек.
• Язык высовывать, убирать, поднимать, опускать, двигать вправо – влево, расслаблять «блинчиком».
• Дотягиваться языком до носа, до подбородка.
• Облизывание намазанных сладким губ (каждую отдельно и по кругу).
• Поглаживание щек изнутри, упираясь языком в слизистую оболочку.
• Покусывание языка по всей поверхности, постепенно высовывая его и втягивая.
• Пошлепывание кончика языка шпателем (расслабление языка)
• Вылизывание тарелок и выпуклой стороны столовых ложек всей поверхностью кончика языка.
• Слизывание капель с вогнутой поверхности ложки (размер ложки последовательно уменьшают от столовой до ложечки для горчицы – формирование более тонких и точных движений).
• Почесывание кончика языка о верхние резцы; пересчитывание зубов, упираясь в каждый.

Упражнения для нижней челюсти.
• Рот полуоткрыт – широко открыт – закрыт.
• Движение нижней челюсти вперед при полуоткрытом рте.
• Произвольное движение нижней челюсти вправо – влево.
• Имитация жевания, при котором происходит энергичное сокращение мускулатуры гортани, глотки, мягкого неба, языка.
• Выдвижение нижней челюсти вперед с «почесыванием» нижними зубами верхней губы и опусканием нижней и ее движение назад с одновременным « почесыванием» верхними зубами нижней губы.

Упражнения для губ.
• Вырывание вибрации губ (кучерское «ппррр»).
• Оттягивание губ в стороны (улыбка).
• Расслабление и легкое похлопывание верхней губы о нижнюю.
• Удержание губами тонких трубочек.
• Имитация полоскания зубов с резким давлением на губы с последующим их расслаблением и выдохом.
• Опускание и поднимание нижней челюсти при плотно сжатых губах.

Развитие силы и гибкости голоса. У ребенка с ринолалией голос звучит тихо и глухо. Поэтому играйте с ребенком в подражание голосам разных животных (например, низкий голос рычащего медведя, мычащей коровы, более высокий — мяукающей кошки). Хорошо использовать «укачивание куклы» , при котором звучит чередование высокого и низкого звука А. Для непроизвольного увеличения силы голоса полезно отойти от говорящего ребенка на некоторое расстояние. Однако все эти упражнения должны проводиться очень осторожно, без всякого перенапряжения слабой голосовой функции ребенка.

Вокальные упражнения – это пение гласных: «а, э», «о», «и», «у». Вокальные упражнения растягивают небную занавеску, растормаживают и активизируют всю мускулатуру гортаноглотки, заставляют ребенка шире открывать рот, увеличивать силу звука.

Дифференцирование неречевых звуков. Ребенку предлагают на распознавание:
• звучащие инструменты, предметы (связка ключей, монеты в коробке, погремушка, шелест листьев, шуршание бумаги);
• звуки действий (хлопанье, скрип, стучание, тиканье часов, журчание воды);
• голосовые звукоподражания (имитирование крика вороны, лай, хрюканье);
• мелодии (угадай, что играют; на чем играют) и др.

Перечисленные упражнения дают положительные результаты в дооперационный период и после операции. Они должны проводиться под контролем логопеда постоянно в течение длительного времени. Не нужно ограничивать речевую активность ребенка, как до оперативного вмешательства, так и после него. Не просите его замолчать, если слышите неправильное произношение, и не требуйте сразу правильной речи. На любой коррекционный процесс нужно время. Будьте терпеливы и внимательны к своему ребенку. Вашему ребенку необходима спокойная, доброжелательная обстановка в семье, доверие, любовь и уважение.

Почему ребенок говорит в нос, но насморка и соплей нет, чем лечить?

Довольно часто родители замечают, что их ребенок гундосит без соплей. При возникновении данной проблемы малыши начинают дышать только через рот, так как при носовом дыхании слышится бульканье и сильный свист. Если ребенок разговаривает в нос, необходимо немедленно разобраться с причинами появления этой проблемы и заняться лечением малыша.

Причины

Надо обязательно разобраться с причинами появления гнусавости. Существует несколько основных причин, из-за которых дети могут гнусавить во время разговора.

Источник:
http://dety-zdorovy.ru/nos/rebenok-govorit-v-nos

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector